Если вы занимаетесь международным бизнесом, то наверняка знаете о пользе, которую может принести компания-нерезидент со счетом в зарубежном банке. Но помимо этого вам наверняка знакома такая процедура, как комплаенс.

Compliance (англ. – «соответствие») или комплаенс-контроль в бизнес-практике означает проверку (обычно со стороны банка) финансовых транзакций компании. Связано такое внимание, как минимум, с двумя факторами:
- Уход от налогов
Министерство финансов любой страны заинтересовано в том, чтобы бизнес платил больше налогов. На этом фоне возможности, которые дает нерезидентный бизнес и минимизация с его помощью выплат в бюджет нравятся далеко не всем. Мы неоднократно писали о том, что «классические» офшоры перестают быть налоговыми гаванями и начинают активно сотрудничать с контролирующими органами. Также курс на деофшоризацию привел к появлению таких авторитетных организаций, как FATF, IMOLIN, OECD и других. Их главная задача – выявление «серого» капитала и борьба с ним. Выглядит это так: например, FATF выпускает рекомендацию по проверке сделок, Центробанки принимают ее к сведению и запрашивают данные от подчиненных банков. Они, в свою очередь, проверяют организации, находящиеся на расчетно-кассовом обслуживании.
- Санкции и AML
Еще одной причиной повышенного внимания к трансграничным переводам может быть контроль за финансированием терроризма и преступности. Этим также занимается FATF, регулярно выпуская директивы AML (Anti Money Laundering, борьба с отмыванием денег). Одновременно эти организации следят за соблюдением режима международных санкций в отношении государств или конкретных лиц/компаний.
Надо понимать, что даже если вы – добропорядочный бизнесмен, проверок избежать не удастся. Комплаенс и другие инструменты контроля – не прихоть или придирки банка, а обязательная мера. Банк, не соблюдающий директивы ЦБ, очень быстро лишится лицензии и получит громадный штраф. За примерами далеко ходить не надо, взять хотя бы недавнюю историю с ABLV.
Поэтому даже самому легальному бизнесу надо быть готовым к предоставлению в банк подробной информации по финансовым транзакциям, контрактам и договорам. Наш главный совет – тщательное ведение всей документации, поскольку восстанавливать бумаги за прошлые периоды гораздо сложнее, чем просто достать их из архива. А если у вас остались вопросы по комплаенс-контролю, приглашаем на бесплатную консультацию к нашим специалистам.