
В обновленное налоговое законодательство по «деофшоризации» были введены дополнительные термины - “бенефициар”, “контролируемая иностранная компания”, “контроль” и др.
Основная цель реформы продиктована желанием Российского Государства все знать о своих налоговых подданных-физических лицах (резидентах РФ): где и чем они владеют, какие проводят сделки, где открыты банковские счета, где российские инвесторы имеют второе гражданство (помимо российского) или ВНЖ и т. д.
А что же для государства главное – собрать дополнительные налоги или собрать информацию? Вопросов и разговоров по этому поводу сейчас достаточно много.
Если в части налогов – то увеличивается ставка по дивидендам с 9% до 13%, а также ужесточается контроль при работе с иностранными компаниями.
Если в части сбора информации - возможность обмена информацией формально существовала и ранее (до ввода нового закона), но этот механизм практически не работал и оседал на согласованиях в ФНС или Минфине РФ. Сегодня Правительство пытается подписать дополнительные соглашения об обмене информацией.
Согласно исследованиям РБК, сегодня оффшорными схемами в России пользуются до 70% предпринимателей - с целью защиты активов, оптимизации финансовых потоков, распространения российского бизнеса по всему миру, инвестиций, сокрытия доходов, оптимизации налогообложения, личных и корпоративных кошельков и т. д.
В оффшорах накопилось огромное количество денежных средств российского происхождения, и российское законодательство ранее позволяло использовать оффшоры без особых проблем. Закон призван навсегда оставить используемые схемы в прошлом.
В чем самая главная суть реформы - сумма любой нераспределенной прибыли, которая контролируется резидентом РФ, должна облагаться налогами (по ставкам российского налогового законодательства), которые будут поступать в бюджет РФ.
Остановимся на основных понятиях, которые были введены новым законодательством:
Налогообложение нераспределенной прибыли иностранных компаний и иностранных структур без образования юридического лица, контролируемых российскими организациями или физическими лицами или в которых им принадлежит определенная доля участия.
Иностранная структура без образования юридического лица – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности - фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.
В данные понятия специалисты Минфина РФ пытались включить все формулировки из международного налогового планирования в части собственности владения и управления активами через иностранные компании, при этом чиновники не ограничили их, и список является открытым.
Контролируемыми иностранными компаниями (КИК) признаются компании и «структуры», удовлетворяющие следующим требованиям:
Доля прямого или косвенного участия:
- до 1 января 2016 года – иностранные компании с долей участия российского лица (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) более 50%
- с 1 января 2016 – иностранные компании с долей участия российского лица:
- Более 25%;
- Более 10% (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), если доля участия всех российских лиц более 50%.
Наиболее сложное определение - “контроль”, поскольку есть различные варианты для его интерпретации.
Согласно новому законодательству, контроль – оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые КИК в отношении распределения полученной КИК прибыли после налогообложения в силу прямого (косвенного) участия в такой организации, участия в договоре, предметом которого является управление КИК, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.
Является ли контролем право накладывать вето на принятие решений? Что подразумевается конкретно под понятием “контроль” - активный или пассивный контроль? Если пассивный, то как выгодоприобретателю получить от трастов и фондов долю контроля, и предоставят ли они такую информацию?
Пока на эти вопросы нет прямых ответов.
Что не считается КИКом:
Организации, образованные в соответствии с законодательством государств-членов евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан). Многие не рискнут открывать холдинговые компании в данных странах, ввиду слабой судебной системы, а также невнятной системы защиты активов;
- Некоммерческие организации, не распределяющие прибыль между участниками или иными лицами;
- Отдельные виды иностранных структур (практически невыполнимо);
- Компании с преимущественно активными доходами, учрежденные в юрисдикциях, которые заключили налоговые соглашения с РФ и обеспечивают обмен налоговой информацией;
- Доля «пассивных» доходов составляет не более 20%;
- Лицензированные банки или страховые организации (но не их дочерние компании и структуры);
- Компании специального назначения – эмитенты обращающихся облигаций;
- Компании – участники концессионных соглашений и некоторые другие изъятия.
Крупные компаний, чьи акции размещены на биржах, рассчитывали, что их исключат из КИК, так как они и ранее раскрывали всю структуру, отчетность и являются прозрачными ввиду других соображений. Однако данной льготы они не получили.