
Закрытие банка ABLV и введение ограничений на операции нерезидентов в Rietumu, как оказалось, часть большого плана правительства Латвии. Уже в апреле Сейм рассмотрит законопроект о запрете банковского обслуживания shell-компаний (фирм-однодневок, компаний-пустышек). Также в планах руководства страны снижение доли нерезидентов в банковском обороте до 5% (сейчас - порядка 35%).
Существует несколько причин принятия таких мер. Началось все с широко известного расследования Минфина США о северокорейских деньгах, проходивших через латвийские банки. Руководство страны всеми силами старается снять с себя ярлык “денежной прачечной” и идет на беспрецедентно жесткие меры. Но дело не только в репутации. Основная цель запрета shell-компаний - оздоровление финансового сектора Латвии. Обслуживание финансовых потоков хотя и приносит определенный доход, но народное хозяйство страны никак не поддерживает. Кроме того, это высокорисковый и слабо прогнозируемый бизнес.
Именно поэтому уже к середине апреля латвийские банки, скорее всего, перестанут открывать новые счета shell-компаниям. По уже открытым счетам будет проведена работа: либо компании должны будут подтвердить свою “благонадежность” (о критериях этого читайте дальше) или счета надо будет закрывать. Планируется установить и сроки, в которые это надлежит сделать.
Главный вопрос на сегодня: каков будет ущерб для экономики Латвии. Чиновники настроены вполне оптимистично. Министр финансов Латвии Дана Рейзниеце-Озола считает, что банки смогут оперативно перестроиться и обслуживать производство, сельское хозяйство или, скажем, финтех. По ее же мнению, единовременный вывод активов нерезидентов не приведет к серьезным последствиям, так как деньги shell-компаний, как правило, лежат на сберегательных инвестиционных счетах или на счетах “до востребования” и не инвестируются в экономику страны.
А вот на балансах банков резкий отток средств клиентов скажется негативно. Больше прочих пострадают те, в которых обслуживается много shell-компаний. При этом, по словам председателя комиссии по надзору за рынками финансов и капитала Петерcа Путниньша, нововведения не имеют цели “выдавить” с рынка конкретных игроков. “У банка всегда есть возможность пересмотреть свою бизнес-стратегию. Если банкиры готовы работать прозрачно, то никаких препятствий для работы мы не будем создавать", - отметил чиновник.
Что же делать фирме, имеющей счет в латвийском банке? Для начала проверить себя на соответствие критериям shell-компании. Если на хотя бы один из трех вопросов будет дан утвердительный ответ, латвийский счет надо закрывать.
- Компания зарегистрирована в юрисдикции, не участвующей в системе обмена налоговой информацией и/или не предоставляет надзорным органам годовую финансовую отчетность.
- У компании нет реального офиса (места ведения хозяйственной деятельности), только почтовый ящик или контактный адрес.
- Юридическое лицо не ведет реальной хозяйственной деятельности или ее масштабы настолько малы, что не представляют никакой экономической ценности.
Shell-компании по-прежнему могут открывать счета в банках Грузии, Кипра, Лихтенштейна и Швейцарии. Если же планируется вести активную операционную работу, возможно стоит подумать о регистрации новой компании. Для того, чтобы к ее деятельности в будущем возникало минимум вопросов, надо озаботиться совпадением:
- юрисдикции, в которой создается юридическое лицо;
- юрисдикции банка, обслуживающего корпоративные счета;
- страны, налоговым резидентом которой является собственник (учредитель, акционер) компании;
- места нахождения менеджмента компании.