Почему портятся отношения между российским бизнесом и банками КНР?
Мы уже писали о довольно строгом соблюдении китайскими банками ограничительных мер в отношении ряда российских компаний. Как оказалось, дело не только в санкциях, введенных США, но и в предписаниях Центробанка Китая.
В том или ином виде проблемы у российского бизнеса в КНР начались в 2014 году. Сначала речь шла о выборочном закрытии счетов россиян и компаний с российскими бенефициарами. Сейчас местные банки все чаще отказывают в открытии даже карточных счетов физических лиц. Но причина такого поведения не только в санкционных списках. В последние годы Китай усложнил процедуру проверки новых клиентов-нерезидентов, и это касается не только россиян. А накладываемые ограничения связаны не только с санкционными указами США, но и с внутренними правилами Центробанка КНР.
Центробанк всегда прав
Восемь лет назад Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая выпустила уведомление, требующее усилить контроль в отношении банковских счетов, чтобы эффективно выполнять санкционные решения ООН. Хотя в документе говорится только о санкциях со стороны ООН, регулятор требует также учитывать ограничения, налагаемые по месту расположения филиалов кредитных учреждений. Большинство китайских банков имеют подразделения на территории США, что означает необходимость принимать во внимание и американские санкции.
Три года спустя Центробанк Китая выпускает документ, регламентирующий оценку рисков при выполнении трансграничных операций. Согласно ему, банк должен учитывать санкционные требования страны, в юрисдикции которой совершается платеж. Несложно догадаться, что таким образом под санкции США попадают все международные платежи, проходящие по американской территории.
Напомним, что около 96% трансграничных платежей в долларах США проходит через систему переводов CHIPS, оператором которой является частная американская клиринговая палата. Крупные китайские банки (такие как Bank of China, Bank of Communications, China Construction Bank, China Merchants Bank, CITIC Bank, ICBC, China Postal Bank, Industrial Bank) являются членами CHIPS, что теоретически дает им право совершать долларовые переводы без посредничества американских банков. Однако при этом банку все равно необходимо разработать и соблюдать собственные внутренние правила скрининга клиентов и платежей, соответствующие требованиям CHIPS, а точнее – Управления по контролю над иностранными активами (OFAC Compliance Program).
Даже максимально лояльные к своим клиентам китайские банки не могут позволить себе игнорировать вышеописанные правила. Мировое банковское сообщество прекрасно помнит историю 2014 года, когда BNP Paribas оштрафовали почти на девять миллиардов долларов за несоблюдение санкций против Ирана, Кубы и Судана. Если говорить о банках Китая, то можно вспомнить Dandong Bank и Kunlun Bank, на которые санкции были наложены за торговлю с Ираном и КНДР.
Теоретически китайские банки могут отказаться от соблюдения санкционных требований США. Дело в том, что любой национальный банк в первую очередь подчиняется требованиям собственного регулятора. И если введенные иностранным государством санкции противоречат местному законодательству и нормативным документам Центробанка, китайский банк вправе обратиться в вышестоящую инстанцию, чтобы уточнить – как ему надлежит действовать. Однако полученное разъяснение вряд ли будет противоречить решениям США, поскольку Китай не захочет портить отношение с важным и сильным партнером, даже если речь идет об интересах крупного бизнеса.
Некоторые китайские банки, стремясь заранее подстраховаться, указывают в правилах банковского обслуживания возможность отказа в обслуживании клиентам, фигурирующим в санкционных списках иностранных правительств. Что показательно, это касается, в том числе и юаневых расчетов, которые не находятся в юрисдикции США. Причина проста: китайские банки всеми силами стремятся снизить риски, чтобы не испортить деловую репутацию и не навредить своему бизнесу.
В списках не значится
Еще одна проблема – обилие санкционных списков разных типов и их «расширенное толкование» на местах. Сегодня в отношении России действует так называемый перечень SDN (определенный список юридических и физических лиц), а также перечень SSI (секторальные санкции, касающиеся определенных отраслей промышленности). Санкционные программы в отношении других стран (например, КНДР или Судана) гораздо шире. Они, в частности, предусматривают запрет на обслуживание любых торговых операций в данных юрисдикциях. На практике же банковский клерк, который не имеет подробной информации, но видит, что в служебной инструкции Россия стоит рядом с Ираном и Северной Кореей может на всякий случай отказать в обслуживании вполне благонадежной компании.
Справедливости ради стоит отметить, что подобные «перегибы на местах» решаются обращением к руководству высокого звена или в головной офис. Однако существует и другая проблема. Дело в том, что список подсанкционных граждан и юридических лиц не является исчерпывающим. Согласно директивам OFAC, санкции должны распространяться в том числе на компании, прямо или опосредованно контролируемые лицами и организациями из перечней SDN или SSI (если размер имущественного интереса равен или превышает 50%). Хотя незнание в данном случае может вывести банк из под удара (если реальные бенефициары не были и не могли быть известны), OFAC требует от банков тщательной проверки каждого контракта. Если же совершенная операция в итоге окажется запрещенной, будет проведено расследование, в котором учтут все обстоятельства дела и решат – надо ли привлекать банк к ответственности.
Нельзя забывать и о том, что согласно статье 228 закона «О противодействии противникам Америки» американские санкции экстерриториальны, то есть позволяют привлекать к ответственности зарубежные компании, «содействующие существенным транзакциям» в отношении лиц, включенных в санкционные списки, а также их родственников. При этом выводы о том, знала (и могла ли знать) одна из сторон сделки о том, что ее партнер или его аффилированные структуры находятся под санкциями, делает само OFAC.
Получается, что банки должны делать все возможное и невозможное, чтобы соблюсти санкции, проверяя своих клиентов и их контрагентов. Для этого можно или использовать специальное аналитическое ПО, или вручную каждый раз сверяться со списком на сайте OFAC... любой способ не гарантирует стопроцентного отсутствия ошибок. Сегодня банки Китая стоят перед дилеммой: с одной стороны, необходимо полностью соблюдать международные санкции, а с другой – учитывать интересы клиентов, обслуживание которых связано с определенными рисками (а также их аффилированных лиц и компаний). Вне всякого сомнения, выбор будет не в пользу последних, а, значит, проблемы у российского бизнеса в Китае в ближайшее время не закончатся.