В последнее время нередко иностранцы приобретают на территории нашей Родины активы в виде земельных участков или недвижимости (квартиры, дома и т. д.).
Или наши бывшие соотечественники, эмигрировавшие за рубеж, решают продать свои активы, которые оставляли на случай возвращения обратно.
Или кто использует оффшор или номиналов-иностранцев для сокрытия реальных собственников, вариантов может быть очень много. Даже после кризиса на Кипре в марте 2013 года, русский бизнес до сих пор использует данную юрисдикцию в своих сделках. Вопрос что может быть лучше Кипра – только Кипр.
Ведь действующего договора об отмене двойного налогообложения с Кипром условия такие, что ни у одного другого государства нет такого договора (имеется ввиду условий) с Россией.
Есть конечно схожие по условиям, например, Голландия, но лучше Кипра пока нет и сделки с кипрскими компаниями и резидентами еще будут очень долго использовать отечественные предприниматели.
Какие налоговые тонкости и обязательства могут возникнуть у нерезидентов, владеющих на территории РФ?
Кстати, понятие налогового резиденства не определяется гражданством или наличия пасорта иностранного государства.
НДФЛ
Налоговыми резидентами признаются физические лица, которые находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Любой гражданин иностранного государства фактически находящийся на территории РФ непрерывно более 183 дней в течение 12 мес. становится резидентом в целях налогообложения и его доходы облагаются по ставке 13%.
Необходимо отметить, что статус резидентства определяется не по окончании календарного года, а на текущую дату за предыдущие 12 месяцев.
В случае возможной реализации недвижимости, нерезидент будет уплачивать налог на доходы с физических лиц по ставке в размере 30% полностью с суммы получаемого дохода.
В соответствии с п. 2 ст. 209 Кодекса объектом налогообложения физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ.
Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 30 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. ст. 218 - 221 НК РФ, не применяются.
Статья 220 НК РФ "Имущественные налоговые вычеты" предусматривает как непосредственно имущественные вычеты, так и вычеты фактически произведенных расходов.
Если физическое лицо по итогам налогового периода будет признано нерезидентом РФ, оно не сможет получить имущественный вычет, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ.
В своих письмах специалисты Минфина России также выражают мнение, что физлицо - нерезидент РФ не может уменьшить доходы от продажи имущества на расходы, связанные с его приобретением (Письмо Минфина России от 08.04.2013 N 03-04-05/4-347. Письмо Минфина России от 26.03.2013 N 03-04-05/4-285, Письмо Минфина России от 11.10.2010 N 03-04-06/6-248).
Следовательно, нерезидент будет уплачивать 30% от всего полученного дохода по операциям, связанных с реализацией недвижимости.
Налог на имущество физических лиц регламентируется Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (т.е. любые физические лица), имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Ставки налога устанавливают представительные органы местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования имущества и от иных обстоятельств:
При стоимости имущества
до 300 тыс. руб. ставки налога составляют до 0,1%,
от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - ставки налога от 0,1 до 0,3%,
свыше 500 тыс. руб. - ставки налога от 0,3 до 2,0%.
Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Земельный налог регламентируется главой 31 НК РФ.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.
В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Ставка по земельному налогу устанавливается 0,3 процента в отношении земельных участков,
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Для земельных участков, приобретенных после 1 января 2005 г. физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, повышающий коэффициент 2 будет применяться по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на эти земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 16 ст. 396 НК РФ).
Началом десятилетнего срока следует считать дату государственной регистрации права собственности физического лица на земельный участок. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2 Закона N 122-ФЗ).
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества в РФ регламентируется Приказом Минфина РФ от 21.10.2010 N 129н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями".
Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.
При наличии у иностранного гражданина места жительства (места пребывания) на территории РФ налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае отсутствия у иностранного гражданина места жительства (места пребывания) на территории РФ указанное уведомление выдается (направляется заказным письмом) иностранному гражданину по его письменному заявлению, составленному в произвольной форме.