Разбираемся, что происходит с латвийскими банками
Мы уже писали о ликвидации банка ABLV и запрете на долларовые транзакции для нерезидентов в Rietumu. Но, похоже, на этом дело не кончилось. Часть российских клиентов стали массово выводить средства из Латвии (что не лучшим образом сказывается на банковской системе страны). Другие в срочном порядке оформляют латвийское гражданство, чтобы избавиться от статуса нерезидента и связанных с этим ограничений. Что же на самом деле происходит с банками Латвии?
Рискованные операции со средствами нерезидентов - палка о двух концах. Для банка - это легкий способ привлечь клиентов и, одновременно, легкий способ потерять лицензию. Напомним, что в феврале этого года был опубликован доклад финансовой разведки США о коррупции в банках Латвии и отмывании денег. В частности, американские аналитики обнаружили, что через ABLV проходили деньги Северной Кореи. Банк сразу стал токсичным, вкладчики спешно вывели оттуда 600 млн. евро, что, в конечном итоге привело к ликвидации ABLV. Мелкие клиенты не пострадали - по закону им компенсируют вклады до 100 000 евро. Тем, кто держал в ABLV более крупные суммы, придется заявлять требования кредитора в рамках процесса ликвидации банка и надеяться, что активов банка хватит на всех.
После ликвидации ABLV другой латвийский банк, Rietumu, принял решение о смене базовой валюты с доллара США на евро. Все остатки по счетам в USD были конвертированы, входящие долларовые платежи нерезидентов перестали приниматься. Эксперты считают, что все идет к сокращению доли нерезидентов в латвийских банках. Так, некоторые банки уже ввели заградительные меры, например, начинают рассмотрение документов на открытие счета только после внесения депозита в 10-20 тысяч евро. Также на рассмотрении Сейма находится законопроект, запрещающий банкам иметь дело с компаниями-нерезидентами, не подтвердившими наличие штата сотрудников и реально существующего бизнеса.
А ведь всего несколько лет назад Латвия считалась раем для офшорных компаний. Счета открывались дистанционно, за символические комиссии. Нередко банки также выступали в роли регистраторов, предлагая “полный комплекс услуг” - от оформления компании в нужной юрисдикции до выдачи зарплатных карт. Теперь все это в прошлом: никто не хочет повторения судьбы ABLV, клиентов тщательно проверяют, а компаниям из офшорных юрисдикций отказывают сразу. В Латвии остается еще немало банков, работающих с нерезидентами. Это, например, Expobank, PrivatBank Latvia, Rigensis Bank, Meridian Trade Bank, Baltic International Bank и Regional investment bank.
Вместе с тем, законотворцы планируют серьезно сократить долю нерезидентов в латвийских банках. Как это скажется на банковской системе страны, покажет время. Мы же приведем только одну цифру. Так, на начало 2017 года доля депозитов нерезидентов в латвийских банках составляла 43%, то есть почти половину. Учитывая то, что банковский сектор Латвии так и не оправился от кризиса 2008 года, массовый вывод “иностранных” денег может стать серьезным ударом.
Что делать?
Казалось бы, решение проблемы лежит на поверхности: достаточно оформить гражданство Латвии и ограничения, накладываемые на нерезидентов, перестанут создавать проблемы. Решение логичное, но не единственное. Как мы уже говорили, латвийская банковская система переживает не лучшие времена. Поэтому возможно стоит поискать удобный банк в другом государстве. Например, чешский Unicredit Bank без ограничений проводит платежи в долларах, и лоялен к платежам в целом. А банки Казахстана (например, местный филиал Альфа-Банка или QAZKOM Bank) не участвуют в системе обмена финансовой информацией и открывают счета компаниям с любым видом деятельности (в том числе, удаленно). В Казахстане, кроме того, можно зарегистрироваться в качестве налогового резидента (с получением ИНН и справки об адресе фактического проживания, которые можно указывать при открытии счета в банке любой страны). Напомним, что Казахстан не присоединился к международной Конвенции ОЭСР, что означает, что данные его резидентов никуда не передаются.
К сожалению, меры в отношении нерезидентов в латвийских банках ударят не только по компаниям-прачечным, но и по фирмам, ведущим вполне легальный бизнес. И бОльшая часть таких юридических лиц, скорее всего, захочет сменить не только банк, но и страну, где оно находится.