
Прозорливый бизнесмен из голливудского фильма, как правило, обогащается, заключив одну единственную молниеносную сделку. В реальной жизни за этой сделкой будут стоять несколько месяцев переговоров и скрупулезной работы налоговых консультантов. Ведь если не учитывать все тонкости законодательства, прибыли могут превратиться в убытки.
Налоги есть всегда
По статистике, 75% американцев при составлении декларации о доходах обращаются к налоговым консультантам, чтобы, с одной стороны, не нарушить закон, а с другой - не заплатить лишнего. На этом фоне странно выглядят некоторые отечественные бизнесмены: владея немалыми зарубежными активами, они поручают ведение налогового учета главному бухгалтеру (который также занимается текущим учетом по деятельности в РФ, зарплатами, отчетностью в ФНС и еще десятком дел).
Сэкономив на квалифицированном налоговом консультанте, потерять можно гораздо больше. Вот простой пример. Допустим, заключена выгодная сделка в стране, с которой нет соглашения об избежании двойного налогообложения. И уже после поступления оплаты по договору выяснилось, что по местным законам доход иностранных компаний в этом случае облагается налогом у источника. А это может быть и 25, и 30%... В результате вся маржа “съедена” налогами, вместо прибыли получен убыток.
Возможна и ситуация, в терминах ГИБДД называемая “опасное вождение”. Вроде бы всё по закону, но при этом сделка проводится через два офшора, а стоимость договора занижается без объективных причин. Такие подозрительные действия (по отдельности не являющиеся правонарушениями) наверняка привлекут внимание налогового инспектора и он начнет “копать”. О способах добычи нужной информации мы расскажем ниже, а пока еще раз напомним: грамотный консультант способен просчитать все налоговые последствия заранее и предложить правильные варианты оптимизации. Пренебрегать таким специалистом не стоит.
Все что нажито непосильным трудом
Еще одно “узкое место” - это вывод денег из бизнеса. Некоторые владельцы компаний смешивают понятия “личные финансы” и “средства компании”. И при попытке превратить одно в другое сталкиваются с налоговыми потерями. А ведь всего-то надо было принять во внимание законы юрисдикции, в которой зарегистрирована фирма!
Допустим, в Болгарии нерационально выводить средства, назначив директору высокую зарплату - немалая часть дохода пойдет на НДФЛ и уплату взносов в фонды. Гораздо рациональнее провести выплату дивидендов (удержанный налог составит всего 5%). А в Швейцарии, напротив, налог у источника в случае с дивидендами - 35%, поэтому проще выплатить деньги физ. лицу по договору займа. Главное - не забыть потом реструктуризировать задолженность, поскольку налоговый инспектор непременно сочтет подозрительным выданный и забытый заём.
Преступление и доказательство
Нередко бизнесмен, идя на рискованную сделку, успокаивает себя тем, что секретные сведения не должны выплыть наружу. К сожалению, этого не гарантирует даже наличие в штате профессионального “безопасника”. Инсайдером может стать и уволенный сотрудник, и недовольный контрагент, и даже бывшая супруга акционера… Учитывая же повсеместное проникновение интернет-технологий, закрытую информацию можно выдать случайно.
Допустим, существуют две компании, А и В с общим бенефициаром, но “на бумаге” никак не связанные. Более того, раскрытие информации об их взаимозависимости может привести к серьезным проблемам. Персонал, естественно, проинструктирован о том, как надо отвечать по телефону, сотрудники разных фирм сидят в разных комнатах офиса и т.д... Но интернет-канал у фирм общий, а информация о IP-адресе, как правило, не скрывается. Даже поверхностное исследование (без привлечения сил ФБР и управления “Р” ФСБ) может показать, что сотрудник компании А и сотрудник компании В заходили на один и тот же сайт с одного и того же IP-адреса. Этого достаточно для возникновения подозрений об аффилированности фирм, что может инициировать уже более вдумчивое расследование. Интересно, что в некоторых странах существует направление бизнеса, специализирующееся исключительно на сборе и продаже бизнес-информации такого рода. У подобных “детективных налоговых агентств” есть и свои информаторы, и прайс-лист на выплаты за тот или иной секрет.
Проще - не всегда удобнее
Часто юрисдикция для офшора выбирается исходя из простоты системы налогообложения. Еще раз напомним о необходимости заблаговременного планирования в зависимости от деятельности, которую предполагается вести в данном государстве. Например, в странах АТР помимо привычных европейцу налогов часто взимают всякого рода госпошлины, гербовые сборы и взносы. При расчете планируемой налоговой нагрузки и эффективности будущего бизнеса все это необходимо учитывать.
Еще один показательный пример - американский штат Делавэр. Компании-регистраторы иногда называют его “офшором внутри США”. Тем не менее, на территории штата действуют федеральные законы (налоговые - в том числе). Если делавэрская компания открывается нерезидентами США и деятельность на территории страны не ведется, то налоги и правда платить не придется. Но как только возникает доход, полученный в США, как сразу же появляется налог штата (~2-6%) и федеральный налог на прибыль (15-39%), а также необходимость подавать отчетность. Значит, при выборе юрисдикции нужна стопроцентная уверенность, что деятельность на территории США вестись не будет. Если такой уверенности нет - лучше выбрать другую страну.
Напоследок отметим неочевидный, но важный факт: с каждым годом российский бизнес все теснее интегрируется с международным. И речь здесь не о взаимных инвестициях и совместных предприятиях, а об обмене данными с российскими налоговиками. И прибыль зарубежной компании (как реальная, так и показанная “на бумаге”) может неожиданно конвертироваться в налоговые требования на территории России, а сама компания - оказаться под российской налоговой юрисдикцией. И все это - из-за всего одной неудачной операции с активами.
Именно поэтому каждый владелец зарубежной компании должен знать хотя бы основные правила “налоговой игры” в выбранном для ведения бизнеса государстве. А в сложных случаях обязательно обращаться к профессиональным консультантам.