17 марта 2013 года грянул мощный финансовый кризис на Кипре. Как российский бизнес за прошедший год отреагировал на эти события – все сбежали с Кипра или продолжают работать?
Все помнят, как весной прошлого года кипрское правительство принудило банковских вкладчиков - многие из которых были гражданами России - оплатить свои кредитные обязательства. В то время телефоны консалтинговых компаний не переставали звонить. Вкладчики хотели знать, каким способом они могут спасти свои деньги.
Гнев вкладчиков распространился и на компании, зарегистрированные ими на Кипре: все хотели немедленно уйти из данной юрисдикции. Сегодня, год спустя, звонки поступают по другой причине: бизнесменам не терпится вернуться на Кипр.
«Сейчас мы регистрируем в два раза больше компаний, чем до кризиса. Наши корпоративные услуги до сих пор широко востребованы среди граждан Германии, Канады, стран Латинской Америки, и в особенности - России», - заявляют сегодня в Реестре кипрских компаний.
И это несмотря на то, что россияне находились в той самой категории иностранных инвесторов, обиженных кипрским правительством весной прошлого года, когда чиновники пытались превратить экономику Кипра в нечто большее, чем налоговая гавань, но в то же время кипрские банки мыслили иначе, пропуская денежные средства сомнительного происхождения.
Банковская система Кипра претерпела кардинальные изменения. Но законодательство в сфере регистрации компаний практически не изменилось, налоговый рай остался жив и продолжает процветать.
«Люди по-прежнему заинтересованы в Кипре как в юрисдикции для регистрации компаний, потому что правовая и налоговая система Кипра остаются гораздо более стабильным, чем в России, и российские бизнесмены считают, что угроза новой «стрижки» на Кипре минимальны», - об этом в марте 2014 года заявил Костас Еротокриту, вице-президент Российско-кипрской бизнес-ассоциации (CYRUBA).
В качестве «стрижки» господин Еротокриту имел в виду действия кипрского правительства по захвату огромных сумм, большинство из которых принадлежали состоятельным россиянам и размещались в крупнейшем банке страны.
Часть изъятых денег была преобразована в акции банка, и состоятельные россияне стали одними из крупнейших акционеров кипрских банков.
Сегодня экономика Кипра все еще находится в тяжелом положении, а банковский сектор страны сократился вдвое. После кризиса безработица на Кипре подскочила c 14 до 17,5 %; безработица среди молодежи на сегодняшний день достигла почти 50%. Банки резко свернули программы кредитования в связи с сокращением объемов депозитов, и почти половина их непогашенных займов числится как задолженность или недоимка.
Частный долг вырос примерно до 300%!
В то же время, кризис на Кипре никак не коснулся регистрации компаний на территории данной страны. Кипр является излюбленным налоговым раем, даже после повышения ставки корпоративного налога с 10% до 12,5%. Ставка корпоративного налога по-прежнему является самой низкой в Европе, на одном уровне со ставкой в Ирландии и значительно ниже ставок в Германии (29,5%) и во Франции (33,3%).
Продолжение статьи читайте во второй части.