На сегодняшний день регистрация оффшорной компании – вовсе не проблема. Проблемой скорее является открытие банковского счета.
На написание данной статьи нас натолкнула практика общения с клиентами. Собрав типичные ошибки, часто задаваемые вопросы и распространенные заблуждения относительно открытия банковского счета на оффшор, мы изложили основные критерии выбора зарубежного банка для открытия счета. Информация обобщена и по большей части относится к наиболее популярным банкам, открывающим счета на оффшор и работающим с гражданами СНГ.
Безусловно, каждый банк – это индивидуальный институт с собственной внутренней политикой, своими условиями, предложениями и уникальными услугами. Но все же есть общие правила и принципы, действующие для всех банков.
Данную статью можно условно разделить на две части: первая часть будет посвящена общим принципам и условиям банков, а вторая - основным критериям, по которым банки могут отличаться.
Итак, классические продукты и услуги, доступные в любом банке:
1. Удаленное управление счетом
Данная услуга обеспечивает возможность доступа к счету в режиме реального времени. Без такой возможности было бы сложно управлять счетом в зарубежном банке. Однако в эпоху развития Интернет-технологий географическая удаленность не является проблемой. Соответственно услуга удаленного доступа к счету представлена во все банках, предлагающих свои услуги нерезидентам.
Удаленное управление счетом осуществляется через так называемый Интернет-банкинг. Причем во многих зарубежных банках, ориентированных на русскоязычных клиентов, Интренет-банкинг разработан на русском языке. Управление счетом также возможно осуществлять по факсу или телефону, но это менее удобные способы.
Через Интернет-банкинг в любое время суток можно отследить состояние счета. Если счет расчетный, то в данной системе можно также произвести платеж в режиме онлайн. Однако для сберегательных счетов Интернет-банкинг работает только в режиме просмотра, т.е. без возможности осуществления операций по счету.
2. Средства управления банковским счетом
Речь идет о кодовых устройствах, которые, с одной стороны, помогают управлять счетом удаленно, а с другой стороны - обеспечивают его дополнительную защиту.
Эти устройства являются весьма стандартными продуктами и предоставляются всеми банками:
a. Кодовая карта (code card);
b. Дигипас/диджипасс (digipass);
c. Токен;
d. Кодовая таблица.
Каждый раз, производя операцию по счету посредством Интернет-банкинга, пользователю необходимо будет подтвердить ее уникальным кодом, отображенным на кодовом устройстве.
3. Подтверждение транзакций
Все транзакции по счету должны иметь документальное подтверждение вне зависимости от того, в каком банке открыт счет.
Банк не обязательно потребует предоставить подтверждение транзакции, но оставляет за собой такое право и может осуществить его в любой момент по своему усмотрению. Предсказать наступление данного события невозможно, т.к. решение банка о запросе подтверждения транзакции может носить субъективный характер.
Во избежание риска блокировки счета, всегда нужно быть готовым обосновать транзакцию документально, т.е. предоставить соответствующий договор, контракт, инвойс или счет, на основании которого была совершена транзакция.
Можно выделить операции, которые с высокой вероятностью могут вызвать интерес со стороны банка: частое снятие наличных, слишком крупные транзакции, экономически необоснованные транзакции и т.д.
Подозрения со стороны банка могут вызвать операции, не соответствующие информации, которая была заявлена при открытии счета. Например, если Вы заявляли, что входящие платежи будут поступать от Ваших партнеров из Китая, а по факту средства поступают из другой страны, то банк может потребовать объяснений.
Банки отличаются между собой степенью лояльности, но это скорее негласное правило, о котором открыто не заявляется. Однако опытные консультанты из практики знают, какие банки более лояльны, а от каких следует ожидать «придирок».
4. Раскрытие информации о реальном владельце – бенефициаре
Ни один банк не откроет счет без знания информации о конечном бенефициаре-физическом лице. Как минимум, банк потребует предоставить паспортные данные и адрес регистрации бенефициара.
Если в качестве директора/акционера компании выступают юридические лица, директорами и акционерами которых также являются юридические лица, то и в такой цепочке банку необходимо предоставить полную информацию о структуре вплоть до конечного бенефициара-физического лица.
5. Запрещенные и высокорисковые виды деятельности
Банки не открывают счета на ведение деятельности, которая общественно признана незаконной или антиморальной.
К запрещенным относятся такие нелегальные виды деятельности как терроризм, торговля наркотиками, отмывание денег, полученных преступным путем и т.д.
Банки неохотно берутся за открытие счетов для высокорисковых видов деятельности, к которым в основном относится лицензируемая деятельность или деятельность, которую трудно контролировать: Интернет-индустрия, сайты для взрослых (adult), финансовое посредничество (Forex), онлайн-казино, игры и др.
6. Резидентность клиента и страны-партнеры
Банк откажет в открытии счета, если клиент или его партнеры являются резидентами стран из черных списков. В черный список в основном включены нестабильные и воюющие страны.
Но в каждом банке есть и свои негласные списки «запрещенных» стран.
Например, нам известен случай отказа гражданину Болгарии со стороны сингапурского банка по причине национальной принадлежности клиента.
Или, например, банки Гонконга относят клиентов из стран СНГ к категории “high risk” и очень тщательно их проверяют. Для наших соотечественников высок риск отказа при открытии счета в гонконгском банке. Хотя успешные случаи тоже были.
В связи с ужесточившимися требованиями к банкам со стороны Америки, многие европейские банки предпочитают не работать с гражданами США, а также с американскими компаниями. Если в структуре компании присутствует резидент США, то в большинстве европейских банков ему откажут в открытии счета.