Credit Suisse заблокировал на счетах подсанкционных лиц более 5 млрд франков

Заморозка российских счетов произошла в начале сентября, одновременно с принятием США очередного пакета санкций в отношении РФ. Значение этой новости, как и роль швейцарской финансовой системы для россиян трудно переоценить. Даже если не брать в расчет частные интересы физических лиц (недвижимость, обучение, отдых) швейцарские банки весьма важны и для российских капиталов. Через местные кредитные учреждения производится транзит части выручки крупного бизнеса для последующего перевода средств в офшоры. При этом немалые суммы оседают и на личных счетах в швейцарских банках.
Сразу после приостановления операций по счетам представитель Credit Suisse выступил с заявлением, в котором объяснил, что речь идет не о заморозке, а о реклассификации активов. Несмотря на смену терминологии факт остается фактом: до снятия санкций или до опротестования действий банка средства на счетах будут недоступны. Также, чтобы "сохранить лицо" Credit Suisse официально предупредил, что не рекомендует размещать в банке средства лиц входящих в санкционные списки. Означает ли это, что россияне перестанут доверять "тихой швейцарской гавани"?
Очевидно, что США с помощью санкций пытается проверить на прочность вековые европейские принципы банковской тайны. Эксперты сходятся во мнениях, что серьезных перемен не случится. Сразу после заморозки средств с банками начали работать юристы, которые разрабатывают механизмы изменения принадлежности средств. Например, номинального владельца денег можно поменять с помощью нотариально заверенного договора дарения. Технически США может подать в суд на банк, чтобы оспорить подобную операцию, но предсказать результат такого процесса невозможно.
Встанет ли Швейцария на путь раскрытия информации или останется верна принципам банковской тайны — покажет время. Например, давно подготовленное соглашение об автоматическом обмене информацией жду российскими и швейцарскими налоговиками успешно блокируется консерваторами из Швейцарской народной партии. Так что политика закрытости пока побеждает.