В крупных компаниях, где импортные или экспортные контракты — не редкость, их оформлением занимается специалист по ВЭД или даже целый отдел. Многие бизнесмены считают данную область знаний запутанной и сложной, хотя это совсем не так.
Любой экспорт товаров или услуг в другую страну — это внешнеторговая операция. По российским законам такие сделки подлежат валютному контролю. Это означает, что нужно будет предоставить в обслуживающий банк документы по сделке. В зависимости от ее типа вариантов может быть несколько.
Договор
Необходим для крупных (от 6 млн руб. для экспорта и 3 млн руб. для импорта) сделок. Если работы/услуги оказываются на систематической основе — тоже потребуется договор. Без договора точно не обойтись, если помимо фиксации факта купли-продажи вы согласовываете с клиентом технические задания, спецификации, схемы контроля качества.
На валютном контроле банк проверяет договор на предмет законности, и вопросы к бизнесу могут возникнуть, даже если сделка абсолютно легальная. Чтобы этого не случилось, необходимо максимально подробно описывать в договоре:
- сведения о клиентах и реквизиты сторон (стоит проверить правильность написания названий в торговых реестрах);
- предмет договора (формулировку «консультационные услуги» без подробностей сочтут подозрительной);
- стоимость сделки (чтобы ее не сочли неправомерно завышенной, надо приложить расчеты и порядок ценообразования);
- ответственность сторон (контракт на 100 млн без описания процесса приемки работ/оценки качества товара выглядит подозрительно);
Счет-договор
Это упрощенный вариант договора, который подойдет, если к сделке не прилагаются дополнительные документы (техническое задание, спецификации и пр.). Вместе с тем, счет-договор подходит для сделок на постоянной основе.
Еще одно удобство этой формы — не нужно обмениваться подписанными оригиналами документа, как в случае с обычным договором. Счет-договор подписывает исполнитель, а заказчик акцептует его, совершая оплату. Счет-договор также подлежит валютному контролю и не подходит для крупных сделок (экспортные — от 6 млн руб., импортные — от 3 млн руб).
Инвойс
Самый простой вариант документа для оформления внешнеэкономической сделки — инвойс. В дословном переводе на русский этот термин означает «счет на оплату». Если контракт — разовый, на небольшую сумму и не содержит сложных условий, то валютный контроль, как правило, можно пройти по инвойсу. Особенно удобен инвойс для сделок по оказанию услуг. Можно его использовать и для поставки товаров, но в этому случае придется приложить дополнительные документы, подтверждающие получение заказчиком груза.
Приведем основные реквизиты инвойса и комментарии по их заполнению.
Дата и номер |
Дата составления документа помогает избежать разных толкований в сроках оплаты или завершения работ. Номер — реквизит необязательный. |
Сведения о сторонах сделки |
Обязательно уточните правильность наименования участвующих компаний, их адреса и контактные данные. ИНН и прочие идентификационные номера указываются при их наличии. |
Предмет сделки и сумма |
Наименование выполненных работ/оказанных услуг, цена за единицу, количество и общая сумма с указанием валюты. Не забудьте указать наличие или отсутствие НДС. |
Сведения об оплате |
Реквизиты сторон, срок и схема оплаты. Также стоит уточнить, за чей счет платится комиссия за валютный перевод. |
Способ передачи предмета сделки |
Если речь идет, скажем, о разработке дизайна или приложения, необходимо упомянуть в инвойсе, что результаты выполненных работ пересылаются по электронной почте. Сюда же можно вписать согласие сторон на электронный документооборот. |
Подписи сторон |
Инвойс подписывает тот, кто его выставляет. Печать — реквизит необязательный, например, для ИП в России. |
В отличие от договора, к инвойсу не обязаны прилагаться акты выполненных работ. Чтобы избежать лишней бумажной работы, в его текст надо включить формулировку: «Выполнение перечисленных условий договора (в полном объеме, в надлежащие сроки и с надлежащим качеством) подтверждается полной или частичной оплатой настоящего счета заказчиком». Тогда оплата инвойса будет заменять собой акт приемки.