2022 год оказался шоковым для отечественной экономики. Причиной стало массовое введение санкций со стороны коллективного Запада. Чтобы сохранить нормальную работу финансового и других секторов Минфин и ЦБ совместно начали вводить специальные меры. Они вызвал волну критики, но позволили выработать надежную систему защиты от внешних негативных факторов.
Волна международных ограничений в отношении РФ была беспрецедентной, поэтому казалась временной. Специалисты не разрабатывали глобальные решения, позволявшие экономике работать под санкциями в долгосрочной перспективе. Но с течением времени стало понятно, что количество санкций только увеличивается. Так или иначе они начали вызывать системные сложности, требующие нестандартных решений и долгой работы.
В сложившейся ситуации самым очевидным шагом было ужесточение гос. контроля над экономикой. Но в правительстве решили, что подобная мера сопряжена с высокими рисками, поэтому переложили ответственность за результаты на участников рынка. Последним было предложено вести контроль сделок с ценными бумагами на предмет участия в них резидентов недружественных стран.
Центробанк неофициально разослал рекомендации по проверке старых сделок, проводимых с начала марта 2022 года. Подобные действия регулятора вызвали неоднозначную реакцию. В том числе тот факт, что ЦБ просит об этом таким необычным образом. Есть сведения о том, что подобные письма получили все ведущие НКО (некоммерческие финансовые организации) страны.
Если постараться обобщить проверки сделок с ценными бумагами, то можно выделить несколько основных тезисов:
- для подтверждения контроля сделок и их соответствия текущим требованиям недостаточно иметь обещания (в том числе письменные) одной из сторон;
- проверки собственников ценных бумаг должны носить углубленный характер — то есть проверяться текущий владелец, предыдущий и предшествующие им;
- содержание и соблюдение юридической чистоты проверок являются прерогативой НФО;
- проверять бумаги необходимо до подписания документов по сделкам;
- по каждой сделке следует учитывать ее специфику и выявлять возможные нарушения, исходя из имеющихся данных;
- все результаты проверок должны подтверждаться соответствующими документами;
- при проведении сделок следует обращаться в спец. комиссию по контролю за инвестициям из-за рубежа и получать ее разрешение.
Существуют признаки, которые указывают на высокую вероятность будущих проблем со сделками. В их числе:
- отсутствие у контрагента опыта серьезных сделок;
- неоправданно высокая скидка;
- работа контрагента в РФ началась только после 1.03.2022 года;
- недавняя регистрация участника сделки (физ. или юр. лицо).
В своем письме (существование которого все еще остается под вопросом), главный регулятор за неисполнение рекомендаций грозит особыми мерами. И это несмотря на то, что обращение является неофициальным, то есть не может восприниматься, как указание.