В России хотят разрешить иностранцам перевод фондов и трастов в САР. Наши бизнесмены опять не у дел?
Министерство экономического развития – это очень серьезный государственный орган. Главная функция данного ведомства заключается в разработке планов для модернизации экономики страны. Не существует никаких связей между нынешним Минэкономразвитием и советским. Вся устаревшая деятельность, связанная с Госпланами, была уничтожена еще в 2000 годах. Нововведения, предлагаемые министерством, иногда вызывают споры и недовольства среди граждан. Но большинство все же согласятся с тем фактом, что Минэкономразвития – это один из немногочисленных органов государственной власти, чья работа, по-настоящему, направлена на поиск новшеств, за счет которых страна начнет развиваться в быстром темпе.
Недавним предложением МИНЭКа было создание переводов личной доверительной собственности и фондов в специальные административные районы Владивостока и Калининграда. Первыми, кого коснется нововведение, будут иностранные граждане, но, если система даст свои плоды, опцией смогут пользоваться и россияне.
Узаконить трастовые и фондовые переводы на территории российских оффшор – это стремление правительства РФ привлечь в нашу юрисдикцию как можно больше иностранных финансовых средств. Но Министерство экономического развития не спешит радикально менять ситуацию, добавив данную опцию пока что только для иностранцев. Граждане РФ могут пользоваться такой возможностью только через третьих лиц в виде зарубежных агентов.
Главными критериями является цена на имеющиеся активы. Их стоимость должна быть больше пяти миллиардов рублей. К материальным активам относят следующее: предприятия за пределами России, инвестиционный пай подтверждающий участие в деятельности юрлица, акции и другие ценные бумаги, хранящиеся на счетах иностранных банков.
Мир без розовых очков
Предложенное нововведение имеет большие перспективы. Поскольку в России любят все усложнить, новая реформа встретила в свой адрес много критики по ряду причин:
- При подготовке законопроекта его привязывали к закону о личных фондах. Закон о личных фондах вступает в законную силу только в марте следующего года. Но так как мир постоянно в быстром темпе развивается и изменяется, проект Минэкономразвития может стать просто не актуальным.
- Нет указаний на конкретный статус лиц, имеющих двойное гражданство. В своих записях министерство вообще не упоминает про статус лица, хотя это является большим упущением, ведь многие лица с большим капиталом являются гражданами нескольких юрисдикций.
- Неопределенность российских офшор. Государство предполагало, что специальные административные районы РФ превратятся в аналог классических оффшорных территорий и свободных экономических зон. Но, с момента подписания Президентом РФ профильных законов, а это было в далеком 2018 году, какого-либо продвижения российских офшор не наблюдалось, да и сами специальные административные районы большой роли в экономике страны не играют.
Выводы, рекомендации
Специальные кошельки, контролирующие активы – это очень привлекательная идея. Но для привлечения в САР иностранных лиц с большим капиталом недостаточно одного маркетингового хода. Владельцам крупных фирм за рубежом необходимо дать понять, что их активы будут надежно защищены на территории РФ и не будут подвергнуты никаким рискам.
Чтобы заполучить доверие состоятельных лиц, нужно создать такие условия, которые будут доказывать тот факт, что наша страна не решит, как это было в советский период, национализировать все активы. Но, Министерство экономического развития таких доводов никогда не сможет предоставить.
Российским офшорам придется соревноваться с такими офшорными гигантами как Люксембург, Швейцария и другими юрисдикциями, в которых экономические условия намного выгоднее и безопаснее наших. Поэтому доказать, что российские САР районы, а именно Владивосток и Калининград, установят лучшие условия, чем в указанных выше офшорных странах, будет практически невозможно.
Минэкономразвития отчетливо понимает всю безвыходность ситуации, исходя из этого, у многих возникает вопрос: в чем проявляется смысл открытия российских оффшорных зон и зачем разрешать фондовые переводы и переводы доверительной собственности, если данным предложением практически никто не заинтересуется. Скорее всего, специальные административные районы в большей степени направлены на российских предпринимателей.
У государства есть свое собственное видение насчет российских оффшорных зон и лиц, которые за ними стоят. Возможно, что иностранные предприниматели, на которых якобы акцентируется внимание, являются лишь прикрытием, а реальная ставка делается на совершенно других людей. Если ориентироваться по этой теории, то большинство споров сразу же отпадает, а итоговый результат сразу же проясняется и становится логичным.
Но, существует и другая гипотеза. Согласно ей, российское правительство преждевременно создает определенные финансовые механизмы, которые начнут работать в случае начала процесса деоффшоризации. Если это случится, то все признанные офшорные гранды встанут в безвыходное положение и им придется подчиниться мировым тенденциям.
Таким образом, наша страна не готова предлагать иностранным состоятельным лицам делать переводы трастов и финансов в специальные административные районы. Но, говорить о том, что новый проект Минэкономразвития это ненужное и бестолковое решение, нельзя. Все будет зависеть от определенных обстоятельств и внешних факторов, поэтому рано списывать специальные административные районы со счетов, они вполне способны побороться с лидирующими офшорными странами за иностранных капиталовкладчиков.
На данный момент нам остается только ждать. Вся ситуация с офшорами в скором времени станет ясной и тогда уже можно давать более конструктивные советы. Но один факт остается безукоризненным, Российская Федерация не стремится играть по правилам запада, а ищет свои оптимальные пути решения, отстаивая свои интересы на мировом рынке.